Мастер офорта. За что художница Устрицкая любит старую технику гравюры

Работы Надежды Устрицкой можно увидеть в Краснодарском выставочном зале изобразительных искусств, где до 17 июля проходит выставка художественно-графического факультета КубГУ «Краски Кубани», посвященная 80-летию образования Краснодарского края.

Надежда Устрицкая (крайняя справа) стала хранительницей исторического облика Краснодара, так как в свое время делала зарисовки тех старых домов в центре города, многие из которых сегодня снесли.
Надежда Устрицкая (крайняя справа) стала хранительницей исторического облика Краснодара, так как в свое время делала зарисовки тех старых домов в центре города, многие из которых сегодня снесли. © / Надежда Устрицкая / Из личного архива

Надежда Устрицкая шутит, что начала создавать свои работы еще в три года. Она рисовала на стенах дефицитными шоколадными конфетами и однажды даже превратила в холст мамин паспорт, который после этого пришлось менять. В итоге девочку отдали в художественную школу, ставшую для нее любимым местом. Родители даже использовали эту страсть дочери в воспитательных целях. Если она получала плохую оценку в обычной школе, то ее лишали художки в качестве наказания. Потом Надежда записалась в секцию горного туризма, что предопределило тему ее первых выставочных работ. В то время она создавала их традиционным способом, но после поступления на художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета и близкого знакомства с офортом ее творческая жизнь изменилась навсегда. Эта техника пленила художницу с первой гравюры.

Тиражная графика с сюрпризом

«Офорт существует еще со времен Дюрера и Рембрандта, - рассказывает Надежда Устрицкая. - Это одна из разновидностей гравюры, позволяющая получать оттиски с печатных форм. Процесс создания таких работ сложен и трудоемок, поэтому случайные люди не задерживаются. Здесь требуется больше рассудительности и взвешенности, чем в живописи. Надо же сначала хорошо подумать, чтобы просто не испортить кусок металла, с которого делается оттиск. Хотя офорт - это тиражная графика, каждая новая копия чем-то отличается от предыдущей. Благодаря элементу случайности и непредсказуемости при создании каждого оттиска замирает сердце. Все это дает мне ощущение радости и какого-то чуда».

Хотя офорт - это тиражная графика, каждая новая копия чем-то отличается от предыдущей. Фото: Из личного архива/ Надежда Устрицкая

Про это направление изобразительного искусства художница может рассказывать очень долго и только манер офорта навскидку называет штук двадцать. Они отличаются способами создания печатных форм, нанесения красок и соответственно конечным результатом.

Помимо специфических технических познаний, этот вид гравюры требует от художника еще и серьезных денежных вложений. Цена хорошего офортного станка начинается с десятков тысяч рублей. Учитывая все это, неудивительно, что офортистов в Краснодаре можно пересчитать по пальцам. А значит, и конкуренция намного ниже, чем у тех же живописцев. Это тоже можно назвать одним из преимуществ офорта. Хотя в любом случае востребованность художника, в первую очередь, зависит не от выбранного им направления в искусстве, а от самого творчества, что доказывает и пример Надежды Устрицкой.

Певец краснодарских трущоб

В студенческие годы ее часто называли певцом краснодарских трущоб. Такое прозвище Надежда Устрицкая получила за то, что очень любила делать рисунки старых улочек, закоулков и двориков своего родного города. Страсть к этим образам она пронесла сквозь годы и даже сама не заметила, как стала настоящей хранительницей исторического облика кубанской столицы. А помог ей в этом, как ни странно, озвученный в свое время властями план по сносу значительной части Краснодара. Сегодня бы это называли модным словом «реновация».

«Я пришла в ужас, когда в середине двухтысячных годов было решено приватизировать и перестроить исторический центр, - продолжает Надежда Устрицкая. - Я посмотрела этот план и стала бегать фотографировать все старые здания. Я очень-очень беспокоилась. Но благодаря этому у меня сложился целый архив со снимками старого Краснодара. Многие строения, которые я тогда запечатлела, уже действительно исчезли с карты города».

Надежда Устрицкая
Художница проиллюстрировала роман Виктора Лихоносова «Наш маленький Париж». Фото: Из личного архива/ Надежда Устрицкая

Краснодарская тема очень долго была основной в ее творчестве, но с годами улицы и дома в сердце художницы понемногу теснились другими образами. Интересно то, как на это влияли жизненные обстоятельства. 

«В 90-е годы было нереально заниматься графикой, приходилось просто выживать, - признается Надежда Устрицкая. - Нашей молодой семье с двумя детьми нужно было как-то зарабатывать, добывать жилье. А когда в начале двухтысячных вернулась в профессию, то первую свою серию после долгого перерыва посвятила растительному миру. Так получилось, потому что в том году было настоящее засилье улиток. Они поедали мой сад, и другой человек просто бы начал их обрызгивать химикатами, а меня это очень вдохновило. По сути дела я и сейчас продолжаю эту серию, но уже на новом этапе».

Точное количество своих работ она не знает, потому что сосчитать очень сложно. Иногда художница возвращается к старым печатным формам, что-то переделывает, и в результате получаются практически новые гравюры. Техника офорта дает очень широкие возможности в этом плане.

И конечно, Надежда Устрицкая старается регулярно выставлять свое творчество на суд публики. Сейчас Надежда Устрицкая готовится к очередной персональной выставке, которая пройдет осенью в музее Коваленко. Там она представит полсотни совершенно новых гравюр, объединенных экологической темой. 

Графический обмен

Надежда Устрицкая не просто творит сама, но и активно передает свои  познания в изобразительном искусстве другим людям. Уже много лет она учит студентов в стенах своей альма-матер, где работает доцентом на кафедре графики. Кстати, с этим связана интересная история, наглядно иллюстрирующая степень ее любви к графике и родному университету. После окончания вуза в 1984 году художницу направили по распределению в одно конструкторское бюро. Должности дизайнера тогда не было, и молодую специалистку оформили на ставку инженера. Эта работа считалась довольно высокооплачиваемой, но там художнице было очень скучно, и даже деньги не утешали. Поэтому когда через год ее позвали на более низкую ставку лаборанта в университет, то она без раздумий уволилась из своего КБ.

«Я ни разу не пожалела о том, что сделала такой выбор, - признается Надежда Устрицкая. - Часто приходится слышать, что студенты стали равнодушными и тому подобное. Но, по крайней мере, к художникам это точно не относится. Студенты у нас замечательные, активные и очень заинтересованные. Когда мы начинаем какой-нибудь новый проект, то приходится даже проводить конкурсы, потому что слишком много желающих поучаствовать. Также многие сами что-то организовывают, переписываются с зарубежными студентами. Конечно, я очень этому рада». 

Любовь к графике Устрицкая привила многим молодым художникам. И даже выпускники прошлых лет могут прийти к ней за знаниями в мастерскую университета. По словам художницы, они с коллегами никого не гонят.

На выставке работ российских и мексиканских авторов «Книга художника. От эстампа до арт-объекта». Фото: Из личного архива/ Надежда Устрицкая

Также широкие возможности в плане передачи опыта и знаний Устрицкой дает Международная школа графики, в создании которой она участвовала. В ее рамках организуются различные конференции, симпозиумы, коллоквиумы, курсы и другие мероприятия, многие из которых проводятся посредством интернета. А еще эта школа позволяет художникам из разных стран реализовывать совместные проекты. Например, в прошлом году был проведен так называемый графический обмен между студентами из России, Мексики и Австралии. Они поделились друг с другом своими работами, которые потом вместе сравнивали, обсуждали и анализировали. В рамках этого обмена была проведена и выставка в одной из галерей Краснодара.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как сохранить ясную память до преклонного возраста?
  2. Чем опасны энергетические напитки?
  3. Тест. Знаете ли вы, каким был Екатеринодар XIX века?
  4. Какие боги Древней Греции упоминаются в новом российском фильме «Мифы»?
  5. Когда и как пересчитать долги по страховым взносам?
Самое интересное в регионах