aif.ru counter
Светлана Лазебная 166

От сухих отчётов к дельфинёнку Антохе. Как чиновник стал детским писателем

Сергей Лёвин в преддверии Дня защиты детей рассказал «АиФ-Юг» о том, как возникла детская тема в творчестве и в чём главная опасность современных реалий для подрастающих.

Сергей Лёвин / Из личного архива

Сергей Лёвин – необычный чиновник. В 2015 году событием стал его «Космос» - сборник рассказов в жанрах гиперреализма, метареализма и магического реализма. Критики сравнивали автора со Стивеном Кингом и… с Лермонтовым. Он - андеграундный прозаик, а ранее прославился как поэт. И вот - новый поворот: повесть-сказка для детей с двумя переизданиями «Приключения черноморского дельфинёнка Антохи» и новая повесть «Вместе с нами - по Кубани!» с рейтингом «6+».

Досье
Сергей Лёвин родился в 1978 году. Окончил филологический факультет Тамбовского государственного университета им. Державина. В 2001 году переехал на ПМЖ в Анапу. Работал в газетах «Ваша удача» и «Анапские известия», с 2002 года трудится в пресс-службе курортной администрации. Член Союза писателей России, Союза журналистов России, лауреат премий губернатора Кубани и главы города-курорта Анапа в области культуры, автор нескольких книг стихов и прозы, лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов.

Интересно, но непросто

Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Сергей Александрович, как случилось, что вы стали писать для детей?

Сергей Лёвин: Я всегда считал себя автором исключительно для взрослой аудитории, со студенческих времён писал достаточно жёсткие стихи и прозу. А лет десять назад подумал: вот живу я на известном детском курорте, а детской книги об Анапе никогда не читал. И решил я это дело исправить: написал повесть-сказку про дельфинёнка Антоху, который обитает в местной акватории. Она уже два раза издавалась, причём версии сильно отличаются. Недавняя, вышедшая в краснодарском издательстве «Традиция», изрядно отредактирована, с новыми главами и новым оформлением. Работая над переизданием, я понял, что писать для детей хоть и непросто, но интересно. И в прошлом году вышла новая повесть.

- Кто вы в первую очередь, прозаик или поэт?

- Сейчас над повестью работаю - значит, прозаик. Завтра стихотворение родится – уже, вроде как, и поэт.

- На каком месте в личностной иерархии Лёвин-чиновник?

- Не думаю, что существует иерархия. Семья, работа - важнейшие вещи, но в жизни должно оставаться время для творчества, самореализации. Труд литератора не приносит заработка, а я не могу не писать. Работаю в администрации города, а после работы пишу стихи, прозу. Это, кстати, помогает не превратиться в бездушную машину по производству пресс-релизов и докладов.

Почти как рок-звезда

- Вы много общаетесь с детьми как популярный автор. Обычно в библиотеках. По большому счёту, эти встречи в первую очередь библиотекарям и нужны?

- Для библиотекарей, действительно, в первую очередь, важна статистика. Их загнали в странные рамки, сотрудники не книги выдают, а с утра до вечера мероприятия проводят и немедленно о них отчитываются. Там и кружки по интересам, и икебана, и изучение португальского языка - всё, кроме изначального предназначения. Время такое, они не виноваты. Проводятся и встречи с местными авторами. Но меня часто не для галочки приглашают: знают, что общение живое, детям нравится.

- Что лично вам дают эти встречи?

- Энергию дают. Опыт. Я всегда выхожу из зала опустошённый и парадоксально наполненный. Вроде бы выложился, час или полтора напрягал связки, жестикулировал, шагал туда-сюда (я никогда во время выступлений не сижу; стоя и для звучания хорошо, и глаза зрителей видеть важно). А потом приходит спокойствие редкое, ни на что не похожее. Наверное, так рок-звёзды после концерта себя чувствуют, но у них всё сильнее: звук, свет, рёв динамиков. У меня и микрофон-то редко бывает. Вместо тысячной толпы - десятка два-три девчонок и мальчишек. Но это моя любимая публика. Ещё я новые тексты часто тестирую: читаю вслух и смотрю на реакцию: когда заулыбались, когда заскучали. Последнее - неприемлемо. Значит, надо сокращать или радикально править. Волнуюсь всегда. Внимание удержать непросто: нужна динамика, юмор непременно, элементы игры: если бубнить под нос, никто слушать не будет. Интересно детям или нет, понять можно и по вопросам, которые они задают. Заинтересованность не подделаешь. Есть стандартные вопросы: «Сколько у вас книг?», «А сейчас вы о чём пишете?». И неожиданные, которым всегда радуюсь: значит, дети настолько увлечены, что раскрепощаются полностью. Например: «А вы с Пушкиным когда-нибудь встречались?». Или: «Почему у вас кот в повести рыжий?». Или: «А вы с дельфинёнком Антохой лично знакомы?».

- Выделяете ли вы какие-то ценные качества маленьких, которых лишены взрослые?

- Главное всё же - искренность. Взять те же творческие встречи. Взрослые уважают церемониал: пришли - надо сидеть тихо, внимать. А если ребёнку скучно, он зевать будет или извертится весь, соседку за косичку дёрнет.

Выжить без гугла и «теледряни»

- Выросшие при СССР иногда жалеют современных детей, мол, компьютерные игры и гаджеты обкрадывают самое счастливое в жизни время. Вместо того чтобы носиться по дворам, сидят под добровольным домашним арестом.

- Компьютеров не было: в футбол резались, бадминтон, вышибалу, «море волнуется», в прятки играли во дворе. Мои дети предпочитают гаджеты. Я не вижу в гаджетах вселенского зла. Но мне кажется, в нашем поколении было больше романтики: мальчишки мечтали стать космонавтами, в походы в лес стремились, в речке плавали, спортивное ориентирование - любимое занятие! Ещё мы мультфильмам больше радовались - их редко по телеку показывали, а сейчас целые каналы есть с анимацией с утра до вечера. Нам в чём-то было сложнее: без гугла в помощь, решебников, ЕГЭ. Сами сочинения писали, в библиотеку ходили за книгами. Зато нам проще найти выход из любой сложной ситуации, не полагаясь на интернет и рассчитывая только на свои силы. И без гугла выжить тоже, если что сможем. С другой стороны, у каждого нового поколения свои преимущества и достоинства.

- Как чиновник вы понимаете, что государство хочет от детей? Для чего нам военизированные игры, популяризация темы войны? По-вашему, этот блок имеет отношение к патриотизму?

- Я за всё государство не отвечаю. Оно большое, а я маленький. Военизированные игры сам в детстве не любил и сейчас не понимаю. В литературе же тема войны нужна в контексте - «чтобы помнили». Ветераны уходят, для современных детей они глубокие старики, часто говорящие непонятные им вещи. Здесь крайне важна роль учителей, родителей и  книг. Дети должны знать историю своей страны, понимать, что этот мир мог быть совсем другим, если бы не поколение победителей. Потому в свои тексты я элементы патриотизма включаю: так, герои повести «Вместе с нами - по Кубани!» приезжают на Малую землю, смотрят на потрясающий мемориал, а после экскурсии, в самом финале главы, мама тихо говорит, что её дед погиб, защищая этот клочок земли. То есть не в лоб такой патриотизм: «Люби Родину! Люби, кому говорят!», а опосредованно. Так оно сильнее.

Детей, особенно самых маленьких, впитывающих всё бессознательно, надо защищать от нескончаемого негатива.

- Мы отмечаем День защиты детей, а в защите от кого (чего) они нуждаются?

- Я недавно написал «программный» материал «Мёртвой голове - бантик» о насилии, которое центральные СМИ транслируют в самый что ни на есть прайм-тайм, о ток-шоу, где герои только и делают, что орут друг на друга, о торжестве криминальных программ и сериалов. Поясню, бантиком телевизионщики называют новости культуры, которые давно стали необязательным завершением выпуска. Не уместится сюжет о музейной выставке или презентации новой книги в рамки ограниченного хронометража, его безболезненно перенесут на следующий выпуск. Или на последующий. А если очередная беда грянет, вовсе позабыть можно. Без крови малоинтересно. Телевизионное насилие незаметно стало в нашей стране нормой. Так что я у себя дома сознательно отказался от этой «теледряни». Работают только каналы «Карусель» (для детей) и «Культура» (для меня). Иногда посмотрю «Свою игру» или «Что? Где? Когда?» и сразу переключаю, пока очередная порция негатива не выплеснулась. Искренне считаю, что детей, особенно самых маленьких, впитывающих всё бессознательно, надо защищать от нескончаемого негатива и вообще дозировать просмотр. И, конечно, объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, спокойно, без нарочитого морализаторства и нажима, на равных. Дети не любят снисхождения, излишнего сюсюканья, они и так всё понимают не хуже нас, взрослых.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда можно и нельзя сдавать кровь?
  2. Как получить налоговый вычет в двойном размере?
  3. Как правильно вызывать «скорую помощь»?
  4. Когда в 2019 году будет летнее солнцестояние?
  5. В каких вузах Кубани есть бюджетные места?
Самое интересное в регионах
Роскачество