aif.ru counter
Федор Пономарев 661

«У музыки нет формулы». Победитель классического «Евровидения» - об успехе

Молодой музыкант Иван Бессонов рассказал «АиФ-Юг», как десять тысяч часов занимался музыкой, объяснил, может ли классический музыкант почерпнуть что-то из других направлений и вспомнил, почему отказался от карьеры актера кино.

Иван Бессонов / Из личного архива

16-летний Иван Бессонов в прошлом году выиграл конкурс исполнителей классики «Евровидение». А сейчас рассказал «АиФ-Юг», что это за состязание, сколько времени нужно отдавать музыке, остаются ли после репетиций и концертов силы на учёбу в школе и что даёт талантливым ребятам образовательный центр «Сириус» в Сочи.

Досье
Иван Бессонов родился 24 июля 2002 года в Санкт-Петербурге. Окончил Центральную среднюю музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени Чайковского. В 2015-м получил Гран-при в международном юношеском конкурсе имени Шопена. В 2016 году одержал победу в международном конкурсе имени Рубинштейна «Фортепианная миниатюра в русской музыке». Лауреат конкурса правительства Санкт-Петербурга «Юные дарования-2016». Лауреат и призёр зрительских симпатий в международном конкурсе Grand Piano Competition-2016. 23 августа 2018 года одержал победу на XIX конкурсе молодых музыкантов «Евровидение». Выпускник образовательного центра «Сириус».

Десять тысяч часов – на музыку

Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Иван, канадский писатель Малкольм Гладуэлл в одной из своих книг вывел формулу успеха - чтобы его добиться, в любом деле необходимы десять тысяч часов практики, вы согласны? Можете подсчитать свои часы на музыку?

Иван Бессонов: Для Малкольма Гладуэлла я прямо учебное пособие - сейчас мне 16 лет, упорно заниматься музыкой начал в шесть. Каждый день примерно по три часа, получается тысяча часов в год, в итоге десять тысяч за десять лет. Так что да, согласен. Хотя это всё, конечно, очень условно - чтобы добиться успеха с первого занятия, надо делать всё качественно, правильно и профессионально. А ребёнок такие вещи сам решить не может - со мной сначала занимались родители, потом они приглашали хороших учителей. Всё это и вылилось в те самые десять тысяч часов тяжёлого труда.

- Вспомните, пожалуйста, с чего для вас начались занятия музыкой, и в какой момент вы стали получать от них удовольствие?

- Началось всё банально - с упорного труда. Очень тяжёлого. Удовольствие в первое время получал от похвалы родителей, позже - учителей. И только потом - от осознания факта, что у меня получается. Следующий этап - когда получается красиво, и от этого уже получаешь удовольствие. И это самое «красиво» - самое важное для музыканта. Сейчас я точно не вспомню, но, кажется, в семь лет уже поймал это состояние.

- Иван, с шести лет в музыке - это не шутка. А были у вас другие увлечения, возможность пойти в жизни по совершенно другому пути?

- В пять-шесть лет я снимался в разных бандитских сериалах в роли ребёнка, пострадавшего от плохих дядь. Если честно - жуткое тогда было кино, так что вовремя сменил профессию (улыбается).

Чайковский в Эдинбурге

- Профессиональные спортсмены, достигшие высот в своих видах, часто вспоминают, что в школе из-за тренировок просто не успевали учиться. А у музыкантов, занимающихся с детства, остаётся время на учёбу, другие занятия?

- Наш мир бесконечен, например, «вселенную» бабочки-шелкопряда можно изучать вечно. Но когда в таком случае заниматься музыкой? Давайте посчитаем вместе - четыре часа в день нужно играть чужие произведения, хотя бы час импровизировать, ещё час изучать музыкальную литературу. Плюс обязательные сольфеджио и гармония - вот и выходит восьмичасовой рабочий день. Не могу же я, выйдя на сцену, рассказывать слушателям основы тригонометрии? Поэтому школьную программу приходится изучать чуть ли не во сне. А что делать? Мир исполнителей классической музыки молодеет, причём делает это стремительно.

- Раз речь зашла о молодеющем мире исполнителей классики - в прошлом году вы выиграли Евровидение. Но не обычное, о котором знают многие, а классическое. Расскажите, что это за конкурс?

- В Европе это довольно известный конкурс, который проходит раз в два года. Но у нас чаще слушают эстрадную музыку, хотя в последнее время есть сдвиг в сторону классики. Поэтому классическое Евровидение не привлекало особого внимания прессы, да и России не везло - победу мы получили впервые. В Эдинбурге, где проходил конкурс, я исполнил фрагмент Первого концерта для фортепиано с оркестром Петра Чайковского. Не знаю, как на другом Евровидении, но у нас была очень дружелюбная атмосфера, никакого жестокого соперничества. Все участники при встрече улыбались друг другу, было ощущение, что все мы давно знакомы - всё-таки все отличные музыканты.

Никогда не знаешь, сочинишь что-то интересное или зря потратишь время.

- Вопрос далёкого от музыки человека: можно ли, говоря словами пушкинского Сальери, «алгеброй гармонию поверить»? Музыка для вас - это в первую очередь страсть или долгие репетиции, отработка до автоматизма?

- Для меня музыка - это космос. А его можно измерить и алгеброй, и тем, что выше неё. Но если вы захотите рассчитать формулу музыки, скорее всего ничего не получится. Невозможно же так рассчитать фразу, чтобы человек вдруг полюбил тебя! В музыке каждый раз всё по-новому, всё так сложно, неоднозначно, неповторимо и непредсказуемо, как сама жизнь. Остаётся только слышать её и чувствовать.

Фото: Из личного архива/ Иван Бессонов

«Музыка приходит, когда ей вздумается»

- Иван, вы не просто музыкант, но и композитор. Что больше нравится: исполнять чужие произведения или создавать свои? Как пишете музыку - сама приходит в голову, что-то вдохновляет, может, есть какие-то ритуалы?

- Исполняя чужое талантливое произведение, ты будто тоже переживаешь озарение сочинения - это как наркотик. Но когда удаётся сочинить что-то своё и хорошее, получаешь уже двойное удовольствие. Ритуалов у меня нет - музыка приходит тогда, когда ей вздумается, и это заставляет нервничать. Никакой стабильности - никогда не знаешь, сочинишь что-то интересное или зря потратишь время.

- Классическая музыка для вас - и призвание, и профессия, и образ жизни, а современную слушаете? Может ли классический музыкант что-нибудь почерпнуть в роке, рэпе, техно, регги и т.д.?

- Музыка в любом виде остаётся музыкой. В Германии по две тысячи человек приходят послушать рояль. Смотришь в зал - кругом седые головы. Как сказал продюсер - люди дорастают до классической музыки: в детстве и юности слушают попсу, потом простой рок, сложный, фолк, народную, джаз. И уже в конце жизни доходят до самой сложной музыки - классической. Я люблю любую талантливую музыку: The Beatles, Queen, Майкл Джексон и многие другие - тоже таланты.

Справка
Классическое «Евровидение» или Eurovision Young Musicians проводится раз в два года в одном из городов Старого света по инициативе Европейского вещательного союза (EBU). Возраст участников - не старше 19 лет. Организаторы поддерживают молодые таланты в музыкальной классике и обеспечивают дорогу на сцены лучших залов мира. История конкурса началась в 1982 году, за это время лауреатами конкурса становились пианисты, скрипачи, виолончелисты, кларнетист, флейтистка и альтист.

Выступление на классическом
Выступление на классическом "Евровидении". Фото: Из личного архива/ Иван Бессонов

В «Сириусе» - дух таланта

- Cейчас симфонические оркестры исполняют в залах не только классику, но и песни Виктора Цоя, Егора Летова, Nirvana, Pink Floyd, Metallica. Как вы к этому относитесь? И с кем бы хотели оказаться на сцене?

- Оркестровые исполнения репертуара рок-групп, наверное, не более, чем дань моде. А на сцене хотел бы оказаться, прежде всего, с любым истинным музыкантом, и их очень много. Но в любом случае классика - моё основное призвание и любовь.

- Иван, вы не только учились в лучших музыкальных школах Санкт-Петербурга и Москвы, но ещё занимались в сочинском образовательном центре для талантливых ребят «Сириус». Что вам дало время, проведённое там?

- Да, в «Сириусе» я был много раз, буквально на днях выступал там с концертом. Могу сказать, что это в первую очередь очень тёплое место, где дети общаются. Здесь важны не столько сами занятия, сколько какой-то общий дух талантливых ребят. Наверное, именно поэтому туда всегда тянет вернуться.

- В свои 16 лет вы уже многого добились, а какие у вас планы на будущее, чего хотите достичь в музыке и вообще в жизни?

- Я ещё не многого добился - просто мне на определённом этапе помогали хорошие талантливые люди: родители, педагоги. А теперь наступает время, когда нужно совершать всё больше и больше самостоятельных шагов. Думаю, лет в 25-30 можно будет говорить о том, что сделано и чего хочется в будущем. Хотя нет - хочется, конечно, уже сейчас - настоящей большой музыки. Научиться жить рядом с ней, жить ею с чувством, что она твой друг.

Думаю, лет в 25-30 можно будет говорить о том, что сделано и чего хочется в будущем.

Образовательный центр
Образовательный центр "Сириус" в Сочи. Фото: Из личного архива/ Иван Бессонов


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Где в Сочи можно прокатиться на самом длинном в России зиплайне?
  2. Почему эвакуировали людей из крупных ТРЦ в Краснодаре?
  3. Куда обратиться для оценки старых вещей?
  4. Как привить ребенку привычку к ЗОЖ?
  5. Обязательно ли на Пасху красить яйца и зачем освящать еду?
Самое интересное в регионах
Роскачество