АиФ - Юг 0 595

"Обездвиженное" поколение. Врач о том, как сохранить здоровье школьников

Ребенку нужно есть шесть раз в день и спать по 10 часов, много двигаться и не курить. Такие, казалось бы, элементарные правила зачастую нарушаются. Как вырастить здорового ребенка и оградить его от бед?

По всей стране региональные редакции ИД «Аргументы и факты» проводят акции в рамках совместного проекта с Минздравом России «Здоровая нация». Одна из таких прошла в Краснодаре 22 ноября. В ГБОУ школа №26 города Краснодара врач-методист центра медицинской профилактики здравоохранения края Александр Горячев выступил перед педагогами с лекцией о детском травматизме и о здоровье школьников в целом.

Только 10% выпускников здоровы

«На здоровье человека влияют пять факторов: наследственность, экология, пол, система здравоохранение государства, образ жизни, - объяснил спикер. – Если рассмотреть в процентном соотношении, то, по данным ВОЗ, на 10-15% оказывает влияние наследственность, примерно столько приходится на экологию, пол и здравоохранение, а 50% зависит от образа жизни. Тот образ, который формируется в детском возрасте, на 90% определяет дальнейшую судьбу ребенка, его здоровье как физическое, так и психологическое. Когда ребенок приходит в школу, у него, как правило, уже сформированы устойчивые привычки, которые имеются в его семье и ближнем окружении. Дети, особенно в раннем возрасте, усваивают навыки, подражая взрослым, на бессознательном уровне. Наши увещевания, что такое хорошо, а что плохо, не доходят до сознания ребенка. Школа предъявляет серьезные требования учащимся. Это нагрузки неблагоприятно отражаются на здоровье ребенка. Тем более в юном возрасте, когда формируются органы и системы. К концу обучения количество хронически больных детей значительно увеличивается. Есть данные, что только 10% выпускников можно считать относительно здоровыми».

Врач-методист центра медицинской профилактики здравоохранения края Александр Горячев рассказал, как не допустить детского травматизма. Фото: АиФ/ Татьяна Захарова

Чтобы сохранить здоровье школьника, по словам специалиста, нужно соблюсти четыре условия: правильное питание, рациональная физическая нагрузка, соблюдение режима дня, отсутствие вредных привычек.

«Глядя на характер питания современного ребенка действительно приходишь к неутешительным выводам, - продолжает специалист. - В идеале оно должно быть сбалансированным, разнообразным, богатым витаминами. Все это знают, но часто не выполняют. Есть нужно 4-5, а еще лучше 6 раз в день. Продукты должны включать белки, жиры, углеводы, овощи, фрукты. В рационе ребенка должно быть минимум легкоусвояемых углеводов, о фаст фуде не может быть и речи.

По моему мнению, даже в рекламных роликах по федеральным каналам должны демонстрировать не детей с колбасой и сосисками, а больше говорить о пользе, например, овсяной каши, о фруктах и овощах. Противостоять этой рекламе и социальному давлению, когда на каждом шагу шаурма, бургеры, которые не только не добавляют здоровья, а попросту губят его, сложно.

В то же время современные дети страдают гиподинамией, ведут малоподвижный образ жизни. Это тоже обусловлено образом жизни, особенно городских людей. Недостаточное физическое развитие приводит к уязвимости детей не только в физическом отношении, у них слабый иммунитет, но и в психологическом, неврологическом плане. Регулярная спортивная нагрузка снимает тот хронический стресс, который испытывает ребенок при обучении. Три урока в неделю физкультуры все-таки недостаточно. Ребенок по своим психофизиологическим показателям, особенностям испытывает потребность к физической активности. Если это не реализуется, появляются проблемы со здоровьем».

Лекция прошла для педагогов ГБОУ школа № 26 города Краснодара. Фото: АиФ/ Татьяна Захарова

Во многих семьях дети живут по распорядку родителей: поздно ложатся спать, засиживаются допоздна перед телевизором или с гаджетами. Доктор рассказал, насколько важно ребенку соблюдать режим дня. Обязательно должно быть время для отдыха. Дети и так перегружены с одной стороны школьными уроками, с другой стороны всевозможными дополнительными занятиями и секциями. Если нет хотя бы свободного часа, ребенок испытывает перегрузку. Нельзя забывать и о полноценном сне. Детям 7-11 лет для отдыха необходим 10-часовой сон, старшеклассникам нужно спать минимум 8 часов. Хронический недосып рано или поздно приводит к проблемам со здоровьем. За час до сна лучше отключить гаджеты, а в идеале прогуляться на свежем воздухе.

Раздаточные материалы для аудитории. Фото: АиФ/ Татьяна Захарова

На уроках должно быть безопасно!

Что касается травматизма в школе, то тут наиболее высокие риски у детей младшего школьного возраста.

«Это зависит от особенности их психоэмоционального развития, спонтанности, энергичности, - говорит эксперт. - Есть такое понятие в охране труда – опасные производственные факторы. Вот в школе к ним относятся: плохо закрепленные на территории учебного учреждения водосточные трубы, сломанные ступеньки, разбитые стекла, открытые люки колодцев. В кабинетах опасные производственные факторы: сломанные пороги, плохо закрепленные стенды, поврежденные парты, не закрепленные шкафы, цветы, предметы на шкафах и полках, слабые крепления стульев, отсутствие проходов, сломанные ручки шкафов, выступающие болты, шурупы, кнопки. У педагогов должен быть настороженный взгляд на любой предмет и понимание, каким образом он может нанести вред здоровью.

Случаются в школе растяжения, ушибы, реже переломы. На уроках химии и физики возможны ожоги, химические травмы. Профилактикой школьного травматизма является гармоничное физическое развитие ребенка. Физически крепкие дети меньше подвергаются отрицательным воздействиям со стороны и лучше адаптированы к окружающим».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как сохранить зрение, если вы постоянно работаете за компьютером?
  2. Что известно о перестрелке в Армавире, где погиб офицер Росгвардии?
  3. Как сохранить ясную память до преклонного возраста?
  4. Чем опасны энергетические напитки?
  5. Тест. Знаете ли вы, каким был Екатеринодар XIX века?
Самое интересное в регионах