Светлана Лазебная 0 115

Без воды виноватые. Что делать, если из-за долгов УК страдают потребители?

Статья из газеты: «АиФ-Юг» № 35 30/08/2017

«АиФ-Юг» разбирает ситуации жильцов краснодарских новостроек, у которых на несколько месяцев отключили горячую воду. При этом горожане исправно оплачивали коммунальные услуги.

Начало осени на Кубани - мягкое, комфортное. Но пусть не расслабляет вас эта нега межсезонья, когда жара отпустила, а холода где-то там, далеко. Самое время провести ревизию счетов и проверить, все ли оплачено? А главное - дошли ли денежки до ресурсопоставляющих организаций? Даже если у вас на руках все квитанции об оплате, от неприятных неожиданностей они не страхуют.

Где деньги?

В середине апреля в Музыкальном микрорайоне Краснодара внезапно исчезла горячая вода. На звонки в УК никто не отвечал. Жительница микрорайона Оксана лично посетила офис УК и на сайте компании оставила такое сообщение: «В офисе только вахтер. Говорит, что ничего не знает, все начальство уволилось. Что за произвол? Воду горячую отключили. В доме маленькие дети и старики! Газовых плит нет! Греть воду нечем!»

В таком положении оказались обитатели 74 домов многоэтажек, тысячи людей. Где-то теплоснабжения не было две недели, а в некоторых домах его нет и по сей день! А минуло, на минуточку, больше четырех месяцев. Причина - долги УК. Задолжав поставщикам ресурсов, управленцы технично «слились», оставив людей наедине с образовавшимися проблемами. В частности, пострадали жильцы пятиэтажки на проезде Ангарском, 10.

«Дом наш небольшой, чуть больше 20 квартир, - говорит Ирина Гонтарь. - Жильцы исправно платили по счетам. Стали разбираться… Выяснилось, что с октября 2016-го наши деньги до ресурсоснабжающих организаций не доходили. Об этом мы узнали, лишь когда остались без газа. В доме 11 детей, четверо новорожденные. Четыре месяца мы лишены горячей воды! С нас требуют якобы задолженность - 119 тыс. рублей. Но мы же уже заплатили, на руках квитанции!»

Взамен «слившейся» УК жильцы нашли новую. Компания урегулировала с ресурсниками вопрос задолженностей, перезаключила договоры об обслуживании. «Рогом уперлись» только «тепловики». Отпускать тепло до сих пор (осень на пороге!) отказываются, пока не будет погашена задолженность. По чьей вине образовалась недоимка, их не волнует.

В такую же ситуацию по вине той же самой УК попали и жильцы дома на Есенина, 113. Они также доверили ведение дел новой УК. Но в отличие от «ангарцев», не стали от долгов отбиваться. Под напором тепловиков выбросили белый флаг и капитулировали.

«Нам еще крупно повезло, что наши платежи компания не перечисляла «всего» два месяца, - рассказала Вера Сердечная. - Сумма задолженности за горячую воду была не так чтобы велика - 130 тысяч рублей».

Простые движенья

Ресурсники работать в долг и себе в убыток не могут. Их логика проста: раз нет денег, то нет и тепла. Как говорится, утром деньги - вечером стулья, но никак не наоборот. Квартировладельцы, потрясая оплаченными квитанциями, не согласны. По их мнению, долги следует взыскивать с тех, кто «стулья» «не донес», т.е. с УК. Оппоненты соглашаются, но лишь отчасти.

По словам начальника отдела претензионно-исковой работы компании-поставщика Александра Фисуна, по закону именно управляющие компании обязаны обеспечить бесперебойную подачу ресурса в квартиры добросовестных граждан. Если в доме есть неплательщики, УК на них обязаны активно воздействовать. Подавать в суд, блокировать банковские карты и применять прочие меры, допустимые законодательством. Если УК с этой задачей не справляется, ресурсоснабжающая организация, согласно пункту № 30 124-го постановления Правительства, вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с управляющей компанией, которая не платит по счетам хотя бы три месяца.

Вытрясти долг с жулика (банкрота) крайне тяжело. По меньшей мере, это требует времени и энергии. А зачем? Граждане желают тепла. Они не привыкли сидеть при лучинах и костер в квартире жечь не станут. Чтобы стимулировать их к тому, чтобы достали кошельки, достаточно простого движения - закрыть вентиль. К сожалению, на Кубани эта порочная практика, когда правые расплачиваются за виновных, прижилась как родная.

«Есенинцы», оставшиеся без коммунальных удобств, консультировались с адвокатами ЖКХ и получили уверения: их претензии к старой УК и к ресурсникам обоснованны и законны. Им советовали судиться, требовать компенсаций, но кто бы стал этим всем заниматься? Две недели без горячей воды граждан сломали. Вздохнули они… заплатили и забыли о претензиях. Пережитое стало уроком, заключая договор с новой УК, учли главную ошибку. Раньше взаимоотношения строились на доверии, не было механизма проверки движения средств на счету. Сейчас он есть. Обсудили и вариант полного отказа от услуг УК. Согласно ч. 7.1, ст. 155 Жилищного Кодекса РФ, коммунальные платежи (решением общего собрания собственников) можно оплачивать напрямую. Кстати, именно такой вариант расчета наиболее симпатичен поставщикам ресурсов, поскольку переход на прямое абонентство убирает риски в виде неблагонадежного посредника - УК. Но для этого необходимо создать ТСЖ, то есть свою организацию внутри дома, с бухгалтером, паспортисткой и пр. «Есенинцы» обсудили такой вариант и отказались от него - слишком обременительно.

Задолженности УК для отключения ресурсов мало – идя на такой шаг, ресурсники обязаны обеспечить соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязанности по оплате соответствующего вида коммунальной услуги.

«Ссылки на пункт № 30 124-го постановления Правительства, согласно которому ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с УК, лукавы, - говорит юрист регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Краснодарского края Артем Голубов. - Прежде ресурсники обязаны созвать общее собрание собственников и объявить: ваши платежи до нас не доходят, ваша УК не платит. Ссылаясь на данное постановление, нужно приводить его целиком, а не отдельные фразы. Задолженности УК для отключения ресурсов мало – идя на такой шаг, ресурсники обязаны обеспечить соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязанности по оплате соответствующего вида коммунальной услуги»

Иногда они попадаются

Принципиальный вопрос: а как чаще бывает? УК мошенничают, тратя деньги квартировладельцев «на иные цели», или (как жалуются сами управленцы) количество неплательщиков среди жильцов растет? Многие управляющие компании заявляют о том, что до половины горожан задерживают платежи, а около 30 % относятся к числу хронических должников. По данным Минстроя, сумма неоплаченных счетов за «коммуналку» в стране выросла до одного триллиона рублей, более 600 миллиардов из этих денег - долг обычных граждан (доверивших бухгалтерию УК и ТСЖ - в том числе).

Традиционно в списке должников - «неотключаемые» объекты социальной инфраструктуры (больница, школы и т. д). Им «идут навстречу», что правильно. Другое дело – обычные граждане, с ними не церемонятся. Куда сложнее истребовать долг с УК и доказать виновность управленцев в мошенничестве и хищениях.

Схема довольно проста, известна, но, несмотря ни на что, продолжает работать. УК собирает с жителей деньги, но в это же время накапливает долги перед поставщиками. Позднее компанию ликвидируют, меняют название, форму, по сути те же люди заключают новые договоры и продолжают свою сомнительную деятельность.

Случаи разоблачения все же бывают. Последнее громкое дело двухгодичной давности. Экс-руководитель Новороссийской управляющей компании, обслуживавшей 500 домов, присвоил около 50 млн руб. Приговорен к 6 годам колонии. Чтобы собрать доказательную базу, следствию потребовалось два года. Понятно, какой долгий и муторный это процесс! Так и получается: потребители становятся заложниками недобросовестных управляющих компаний и товариществ.

Но ответит ли руководство УК, посеявшей по весне хаос в Музыкальном микрорайоне? Есть ли толк от принципиальной позиции жильцов пятиэтажки на Ангарском?

Если воду незаконно отключили во всем доме или районе, нужно жаловаться в прокуратуру – городскую или межрайонную. Для этого нужно прийти на прием к дежурному прокурору - он поможет написать заявление.

«Представление находится в стадии рассмотрения, - сообщил старший помощник прокурора Краснодарского края Антон Лопатин. - Думаю, в очень скором времени будет принято положительное для жильцов решение».

Добавим, объектом пристального внимания надзорных структур стали не только долги УК, но и некорректная тактика по их «выбиванию», которую привык применять поставщик ресурсов. У ресурсников отношение к нам часто уничижительное: «Заплати за свет, за газ -  и живи на этот раз…» Ситуация может измениться, только если мы перестанем мириться с навязанной нам ролью «терпил».

«Если воду незаконно отключили во всем доме или районе, нужно жаловаться в прокуратуру – городскую или межрайонную. Для этого нужно прийти на прием к дежурному прокурору - он поможет написать заявление, - советует сопредседатель общественной организации «Союз потребителей» Анатолий Голов. - На проверку вашего обращения отводится 30 дней. О результатах вам докладывается в письменной форме. Если проверка покажет, что коммунальные услуги были ненадлежащего качества не в полном объеме (или вовсе не были оказаны), прокуратура имеет право в интересах неопределённого круга людей обратиться в суд (ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ). 54-е постановление правительства РФ предусматривает перерасчет за услуги, которые являются ненадлежащими. Пользуйтесь своими правами – порядка будет больше!»

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Тест. Знаете ли вы, каким был Екатеринодар XIX века?
  2. Какие боги Древней Греции упоминаются в новом российском фильме «Мифы»?
  3. Когда и как пересчитать долги по страховым взносам?
  4. Что посмотреть в Апшеронском районе? Советы путешественникам
  5. 7 заповедей шопоголика: как сэкономить на интернет-покупках?
Самое интересное в регионах