Федор Пономарев 0 366

И с ОСАГО плохо, и без. Почему автогражданка ставит водителей в тупик

Статья из газеты: «АиФ-Юг» № 15 12/04/2017

«АиФ-Юг» попытался разобраться, почему, несмотря на все нововведения в законе об обязательном автостраховании, проблема с полисами ОСАГО в Краснодарском крае только усугубляется.

По дорогам Краснодарского края сейчас колесит масса водителей без обязательного полиса автогражданской ответственности. Причин несколько -  одни не хотят стоять в огромных очередях, другие не видят в нем смысла (недавно в закон об ОСАГО внесли изменения - теперь вместо денег попавшим в аварию будут ремонтировать машины). 

«Езжу теперь аккуратно, потихоньку»

Краснодарец Евгений Кириченко - законопослушный гражданин - прошлой осенью застраховал автогражданскую ответственность, переплатив три с половиной тысячи рублей.

«Сайты все висели, в офисах очереди огромные стояли, поэтому сделал страховку через посредников - центр страхования», - вспоминает он.

Кстати
Когда полисы автогражданки стали продавать в Интернете, активизировались кибермошенники. Они создают в сети поддельные сайты известных страховых компаний, которые сложно отличить от настоящих, чаще всего после оплаты документы не приходят вовсе. Иногда покупателю присылают-таки PDF-документы, скопированные с настоящих бланков электронных полисов ОСАГО с подписями и печатями. Но таких полисов нет в базах данных страховщиков, т.е. они являются недействительными. Только в январе заблокировали 37 таких сайтов, 39 групп в социальных сетях, 57 аккаунтов в социальных сетях.

Все было нормально - проблемы возникли позже. В марте у Евгения подошел срок замены прав - мужчина сделал это. Но  когда поехал вносить номер новых документов в страховку, ему сообщили - ваша компания обанкротилась. А зарегистрирована она была в Екатеринбурге.

«Дозвонился я в Российский союз автостраховщиков (РСА), - невесело улыбается мужчина.  - Единственное, что там посоветовали, - делать новый полис. Я уже смирился с очередными тратами - что уж поделать. Но тут еще новость - вместе с обанкротившейся компанией пропал и мой КБМ (коэффициент Бонус-Малус, благодаря которому люди, не попадающие в аварии, платят меньше. Например, за 10 лет безаварийной езды скидка составляет 50%. - Прим. ред.). Восстановить его может только обанкротившаяся компания, а платить в два раза больше не вижу смысла - за все десять лет только отдавал деньги страховым компаниям, а выплатой ни разу не пользовался».

После замены прав Евгений ездит фактически без ОСАГО. Причем ГИБДД его штрафовать не будет - инспекторам хватит копии старых прав, чтобы сверить с номером в старом полисе. Но, случись авария, рассчитывать на ремонт или выплаты мужчина не может. И все же Евгений не собирается покупать полис, пока не закончится срок действия старого.

У Андрея Тимофеева ОСАГО закончилось прошлым летом, и он просто не стал его продлевать, посмотрев на очереди.

«Почти год прошел, - говорит он.  - В аварии я, тьфу-тьфу-тьфу, не попадал. Однажды заплатил штраф - 800 рублей. За полис отдал бы в 10 раз больше - так что экономия налицо. Знакомый, правда, сказал, что скоро камеры будут наличие страховки по номеру определять - тогда, придется оформлять, ведь каждый день может по несколько штрафов приходить».

Елена Кравченко за рулем первый год, но тоже ездит без страховки.

«Купила старенькую небольшую машину, пришла оформлять, а мне насчитали 16 тысяч, - возмущается она.  - Слишком это много. Вот и езжу теперь аккуратно, потихоньку и без страховки».

«В соответствии с Правилами дорожного движения РФ водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки, в том числе и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, - подчеркивает Павел Окружко, старший инспектор отдела пропаганды УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю. - Если гражданская ответственность застрахована, но в момент управления транспортным средством в период, не предусмотренный страховым полисом ОСАГО, а равно если водитель не указан в данном страховом полисе в качестве допущенного водителя, то ему в соответствии со ст. 12.37 ч.1 КоАП РФ грозит административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.  По этой части статьи за три месяца прошлого года составлено 4014 административных материалов, за этот же период 2017 – 4925.    

Если водитель ездит без ОСАГО, то его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, санкция которой предусматривает административное наказание в виде штрафа в размере 800 рублей.

Если же водитель транспортного средства не исполнил установленную федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности либо управляет транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, то его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, санкция которой предусматривает административное наказание в виде штрафа в размере 800 рублей. По этой части статьи за три месяца прошлого года составлено 18039 административных материалов, за этот же период 2017-го - 37080.    

Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 223-ФЗ, который предусматривает заключение договора обязательного страхования в Интернете и направления страхователю страхового полиса в виде электронного документа, признаёт такую страховку равнозначной бумажному полису с собственноручной подписью. Госавтоинспекция при осуществлении надзора за дорожным движением использует доступ к единой базе данных Российского союза автостраховщиков, поэтому водителей с электронным полисом к ответственности не привлекают».

Версия страховщиков

Люди отказываются от страховки часто из экономии. Но иногда она может выйти боком - если станете виновником аварии, то восстанавливать за свой счет придется не только свою, но и чужую машину. Анна Голубева проездила полгода без страховки, но потом все-таки решилась на оформление.

«Волноваться надоело, - говорит девушка.  - Да и не продлевала страховку из-за очередей и невозможности оформить ее в Интернете. В прошлом году на нескольких сайтах пробовала, и рано утром, и днем, и ночью - все висело. А месяц назад получилось с первого раза».

С начала 2017 года закон обязал страховщиков заключать электронные договоры - в прошлом году они делали это по желанию.  В итоге за три месяца этого года в сети оформили страховку больше людей, чем за весь прошлый. И в лидерах - Краснодарский край, больше 66 тысяч наших земляков застраховались через Интернет.

Впрочем, все проблемы электронная страховка не решила. Страховщики относят Краснодарский край к «токсичным» - по подсчетам РСА, в прошлом году по ОСАГО в крае выплатили в полтора раза больше, чем собрали. Винят в этом «черных автоюристов» - людей, которые первыми оказываются на месте ДТП, выкупают документы у участников, а потом идут в суд и выигрывают у страховых компаний суммы в 2, а то и 3 раза больше обычных выплат. 

«Схемы работы «черных автоюристов» хорошо известны и чаще всего строятся на подложных документах, представляемых в суде, - говорит юрист Сергей Смирнов.  -  Суды не разбираются во всех тонкостях подобных дел, буквально штампуют решения в пользу автоюристов, часто объединяя сотни похожих дел в одно производство. Развитие страхового мошенничества стало возможным и из-за попустительского к нему отношени, и из-за слабых превентивных мер. Пока мы ждем, пожар разгорается. Еще немного -  и спасать уже будет нечего».

«Доступность полисов ОСАГО зависит не только от страховых компаний, но и от создавшегося климата, - считает Игорь Юргенс, президент РСА,  - от того, возможно ли без проблем работать в регионе».

Поправки на руку?

Помочь в борьбе с автоюристами призваны и недавно принятые поправки в Закон об ОСАГО, которые Владимир Путин подписал в конце марта - значит, заработают они в конце апреля. Суть поправок такова - теперь страховщики обязаны выплатить пострадавшему не деньги, а отремонтировать его автомобиль. На деньги можно претендовать, только если в ДТП кто-либо погиб, получил увечья. При этом ремонт должны сделать за месяц на станции техобслуживания не дальше 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего. Использовать бывшие в употреблении детали при ремонте нельзя, а машины до 2 лет страховщик обязан ремонтировать у официальных дилеров.

Пока к новым поправкам много вопросов, но и работать они начнут не сейчас -  закон распространяется только на новые договоры ОСАГО, т.е. те, которые заключат после его вступления в силу.

Правда, страховым компаниям и этого мало - недавно исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев привел такие оценки - чтобы оформлять ОСАГО страховщикам стало выгодно, в Краснодаре его цена должна вырасти в 2,47-3,02 раза. Если такое повышение произойдет, то людей, оформивших страховку по правилам, станет еще меньше.

«Все попытки навести порядок в автостраховании не делают жизнь водителей легче. Единственное, хоть и с натяжками, исключение  - электронные полисы ОСАГО, - говорит Владимир Коробчак, председатель Краснодарского регионального отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов». - Так выходит и с поправками в закон, заменяющими денежные выплаты на ремонт машины, - у автолюбителей масса вопросов к новой схеме: готовы ли страховые компании действительно ремонтировать за 30 дней, как будут взаимодействовать страховщики и СТО, какие использовать запчасти, на каком оборудовании производить работы и т.д.? Ведь и здесь страховщики будут пытаться экономить. Так что надо посмотреть, как заработают новые правила - пока же вопросов больше, чем ответов.

Автоюристов породили сами страховщики - если бы оценка повреждений изначально была независимой, а не находилась в руках страховых компаний, которые в погоне за прибылью стремятся уменьшить цену, то и исков в суд было бы намного меньше.

Страховые компании винят в своих бедах автоюристов, которые выкупают дела о ДТП, идут в суд и выигрывают крупные суммы. Но дело в том, что автоюристов породили сами страховщики - если бы оценка повреждений изначально была независимой, а не находилась в руках страховых компаний, которые в погоне за прибылью стремятся уменьшить цену, то и исков в суд было бы намного меньше. Проблему автоюристов можно легко решить - достаточно вывести ОСАГО из-под действия закона о защите прав потребителей, тогда и суммы выплат уменьшатся. Но для этого, повторю, оценка ущерба при ДТП должна быть независимой»


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Где посмотреть матчи Кубка Конфедераций-2017? Расписание игр
  2. Где в Краснодаре приложиться к мощам Николая Чудотворца?
  3. Шедевр русского генерала. Кто и как создал сочинский парк «Южные культуры»?
  4. Как защитить урожай от затяжных кубанских дождей? Советы дачникам
  5. На чем ребенку кататься лучше? Выбираем самокат, беговел и велосипед