aif.ru counter
Светлана Лазебная 930

«Все побежали, и я побежал». Художник о том, почему нужна мода на искусство

Статья из газеты: «АиФ-Юг» № 48 29/11/2017

«АиФ-Юг» побеседовал с известным художником, ювелиром и реставратором Михаилом Смаглюком о современном искусстве, о моде на культуру, мастерстве и здоровых амбициях.

Михаил Смаглюк / Из личного архива

Год назад на улице Октябрьской в Краснодаре появилась вывеска: «Студия «Глюк». Арт-галерею на собственные средства открыл Михаил Смаглюк. Известный далеко за пределами края художник, ювелир, реставратор  стал галеристом. Для чего ему это понадобилось?

По течению

Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Михаил, давайте сразу поясним, что галерея для вас не заработок.  

Михаил Смаглюк: Абсолютно. Художникам необходимо пространство для общения. Я купил помещение, сам сделал ремонт. Здесь они совершенно бесплатно могут выставлять свои работы.

Досье
Смаглюк Михаил Иванович. Художник, ювелир, реставратор, коллекционер предметов старины и создатель музыкальных инструментов. Лауреат премии в области науки, образования и культуры, обладатель множества дипломов и медалей краевых, всероссийских и международных конкурсов, в том числе медали «За выдающийся вклад за развитие культуры Кубани» и медали победителя Всероссийского ювелирного конкурса «Национальные традиции России». Работает реставратором в Краснодарском историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына.

- А как вы решаете, кому выставляться, а кому нет?

- У меня есть свое представление о том, что интересно. Специально никого не ищу. Как правило, художники сами ко мне обращаются. Обычно это профессионалы в живописи, графике, фотографии. Но необязательно. Недавно с успехом прошла выставка Александра Савельева. Это молодой человек, практически обездвиженный. Тем не менее у него пять высших образований, он кандидат наук. В своем положении занимается наукой, увлекается изобразительным искусством. Я, когда узнал о нем, был поражен. Захотел сделать выставку, и она состоялась. Отзывы были теплые, душевные. Во все времена, а в наши особенно, такие личности, как Александр - пример, назидание нам, жалующимся на судьбу, имея здоровые руки, ноги…

- Поражены все и вашей многогранностью. Вы занимаетесь реставрацией и живописью, ювелирным искусством, создаете скрипки, теперь вот стали сапожником. Затем новая сенсация. Каждый день, после работы, тратите на галерею час жизни, чтобы встречать возможных посетителей. Вам это зачем?

- Давайте по порядку. Ни разу в своей жизни я не был в сапожной мастерской. Но еще ребенком я чинил обувь себе, родителям, соседям. Это почти забылось. Но опыт бесследно не исчезает. С годами наслаивались другие практики, умения, и… сапожное ремесло вышло на новый уровень. Для меня это естественно. Все, чем бы я ни занимался, -  это одно, как звенья цепи. Просто материал разный. Не важно, на холсте ты пишешь, с металлом работаешь, с деревом или кожей. Приемы одни и те же и смысл: ты творишь! Теперь о том, что я «трачу». Ну что вы?! Как нормальный человек, я стал уходить с работы в 6! Я прихожу сюда, в галерею, отдыхать. Специально никого не жду. Если приходят люди, то и слава Богу! Я рад, я получаю от этого удовольствие.

- Вы трудоголик?

- Неудобное слово, не подходящее. В моем понимании оно уместно, когда говорят о галерах. Когда человек занимается творчеством, он и будет им заниматься, будь то день, ночь или утро. Это образ жизни. Но когда я понимаю, что то, чем я занимался с упоением, превращается в рутину, я говорю этой рутине: «Все, до свидания!» Обращаюсь к следующей теме. Никаких зажимов и обязательств. Все естественно, по аналогии с вылитой на пол водой. Куда, в какую сторону потечет, она сама заранее не знает, но потечет обязательно. Вот галерея - это тоже новое направление, безумно для меня интересное.

Все побежали…

- Почему вообще сейчас такой всплеск интереса к культуре? Народ на выставки ходит, за билетами очереди. Это следствие того, что мы стали хуже жить, духовное компенсирует материальное?

- Разве есть взаимосвязь? Причина простая - она в потребности прекрасного.

- А может, это влияние пиара? Вспомните Шнура: «Водил меня Серега на выставку Ван Гога…»  Ходить на выставки стало модно.

- Ну есть такое. «Все побежали, и я побежал». Коллективное стереотипное поведение. В данном случае разве плохо? Раз человек придет под влиянием рекламы. Второй… И приобщится, втянется. Духовные потребности, если они пробуждаются, требуют постоянной подпитки.

- Но важно еще и качество этой «подпитки». В моде Ван Гог, а в тренде художники-акционисты, устраивающие невероятное.

- Не берусь судить. Каждому свое. Привлечь внимание через провокацию легко. Если вы публично высморкаетесь в занавеску, о вас тоже все заговорят. Но какой смысл в такой славе? Время, конечно, рассудит, где настоящее. Наносное забудется, уйдет в небытие. Вообще я считаю, это мой субъективный взгляд, что искусство должно быть рукотворным. По результатам труда видно, как серьезно автор относился к своему творению, сколько души вложил.

- Но вот взять полотно, а изображены там брызги. Как понять, искусство это или так, мазня?

- Именно в абстракции всегда видно, где мазня, а где настоящее. Если человек овладел ремеслом, поверьте мне, эти брызги будут особенные. Они вам понравятся. Это в любом деле. Хоть картины крась, хоть борщ вари. Невозможно писать тексты, не зная азбуки. Так и картины - не напишешь, не сымитируешь, не зная азов. Ремесло в какой-то момент переходит в искусство, не бывает иначе! Но может и не перейти. Если ты мало трудишься, по-настоящему об этом не мечтаешь.

Михаил Смаглюк говорит, что для художника нет предела совершенству. Фото: Из личного архива/ Михаил Смаглюк

Миру - мир

- Ваше творчество подвержено влиянию извне? Вдохновляют ли вас, допустим, фильмы, книги? Что вы сейчас читаете?

- Ответ: нет. Книги я не читаю. Когда? Я всегда занят. А если ничего вдруг не делаю, то думаю о том, что я буду делать.

- А за событиями в стране, в мире вы следите? Может быть, у вас и телевизора нет?

- Телевизор есть. В половине восьмого я закрываю галерею и иду домой. В восемь ужинаю и смотрю новости. Включаю компьютер, просматриваю ленту в соцсетях, у меня много друзей с оригинальным мнением. Мне небезынтересно происходящее. Я в курсе событий, но не более, я не поглощен политикой, не вступаю в споры. Слишком велика вероятность рассориться с хорошими людьми.

- У вас много друзей, а как вы определяете людей своего круга?

- Я не ищу себе подобных - это не интересно. Естественно, должно быть взаимопонимание. Мне симпатичны люди, с которыми можно говорить на профессиональные темы - художники, музыканты, столяры, кузнецы. Это плюс, бонус, но не что-то безусловное. На самом деле, в дружбе все просто: главное, чтобы человек был хороший.

- Я общалась со многими из ваших коллег и, если просила назвать наиболее значимых персонажей в современном искусстве, ваша фамилия звучала всегда. Вы не думали, чего в этих отзывах больше - профессионального признания или человеческой симпатии?

- Нет. Для меня это табу. Если человек, тем более творческий, начинает про такое думать, это называется самолюбованием. Он не может адекватно воспринимать то, что он делает.

- А как же амбициозность? Говорят, это лучший стимул для роста - не только профессионального, но и личностного...

- Атом бывает мирный и разрушительный. С помощью атома можно получить электричество, а можно Хиросиму. Так и амбиции. Бывают разрушительными - для самого человека, для его близких и для всех окружающих. Мои амбиции – мирные, мне помогают, а людям не вредят.

- Говорят, вы не признаете выходных и праздников. Только раз в год устраиваете себе отпуск на море. Это ваш способ поддержки внутреннего позитива?

- Да. Потому что от любимой работы кони дохнут конкретно. Каждый год в сентябре уезжаю. Слегка холодает -  и начинает ловиться рыба. А так как я привык все время что-то делать, с удовольствием рыбачу. Смотрю на горизонт, к которому невозможно приблизиться, размышляю. Творчество - тот же горизонт. Если ты серьезно работаешь, то никогда к нему не подойдешь. Нет конца, нет совершенства.

- Можете ли вы назвать себя счастливым?

- Не могу. В моем понимании абсолютно счастливый - это едва ли не сумасшедший. Как можно быть счастливым, когда вокруг так много горя и несчастья? Как можно не обращать внимания, оставаться равнодушным? Это равнозначно тому, чтобы залезть под одеяло. Укрылся и счастливый? Ну и лежи. А жизнь пройдет мимо. Но я бы сказал, что я околосчастливый. Земные радости мне не чужды.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему происходит затопление территорий после обильного дождя в Краснодаре?
  2. Как вызвать «скорую», если стало плохо, а рядом никого нет?
  3. На каких улицах Краснодара запретят остановку и стоянку авто с 1 октября?
  4. Как теперь будут взыскивать долги за ЖКХ без участия коллекторов?
  5. От чего возникает рак простаты?
Самое интересное в регионах
Роскачество