От идеи до открытия. Как шло строительство между Россией и Крымом

Автомобильное движение по Крымскому мосту стартует 16 мая - на полгода раньше срока. Это настоящий подарок туристам, ведь событие происходит накануне курортного сезона. «АиФ-Юг» решил вспомнить, с чего всё начиналось.

Александр Власенко / АиФ

С чего всё начиналось

Весной 2014 года на Таманском полуострове начались самые первые работы. Там провели археологические исследования, проверили, нет ли воинских захоронений на месте будущего строительства. В итоге в музеи попали сотни находок. Тогда же создали экспертный совет, в который вошли ведущие специалисты научных, проектных, строительных и образовательных организаций России, независимые эксперты. Уже в июне одобрили строительство в створе косы Тузла. Причем специалисты рассматривали больше 70 вариантов транспортного перехода.

Весной 2015 года на месте будущего моста провели экологический мониторинг – краснокнижные растения пересадили подальше от стройки, редких животных переселили. Испытали на прочность грунты. В акватории Керченского пролива возвели три рабочих моста. На Тамани, в Керчи и на острове Тузла организовали площадки для сборки элементов. Построили 50-километровую дорогу для доставки грузов. Для рабочих к лету в Керчи и Тамани построили автономные вахтовые городки. Они еще тогда готовы были принять до 10 тысяч человек. Одновременно заключили договоры с подрядчиками, провели общественные слушания.

Осенью 2015 года стартовало строительство автомобильного подхода к мосту со стороны Краснодарского края. В октябре проект моста представили на международном инвестиционном форуме в Сочи. Позже в проливе установили навигационное оборудование для безопасности судов.

Зимой 2015 года укрепили склон на Керченской стороне. И вот тут началось самое интересное – активная фаза строительства.

По сути, одновременно на восьми участках строили не один, а два параллельных моста: железнодорожный и автомобильный.

Крым становится ближе

В марте 2017 года журналист «АиФ-Юг» впервые побывал на стройке. Тогда появилась возможность детально осмотреть вахтовый городок. Построили его основательно – не те хаотичные нагромождения из вагончиков на обычных стройках. На территории несколько многоэтажных жилых корпусов для строителей, в которых созданы все удобства: административные здания, столовые, медпункты.

В двух шагах от городка - холмистый берег Тамани со смотровой площадкой. В хорошую погоду, оттуда великолепный вид на стройку века. Масштабы впечатлили еще тогда.

Прибрежный участок автомобильного перехода в Крым был почти готов. Мост тогда по форме напоминал змейку. И на всём протяжении этой грандиозной стройки через небольшие промежутки возвышались краны, оживляющие индустриальный пейзаж пёстрой расцветкой.

По сути, одновременно на восьми участках строили не один, а два параллельных моста: железнодорожный и автомобильный. Последний намеренно возводили быстрее, и как раз на острове Тузла расположен первый практический готовый участок.

«Ровно год назад мы в этом месте только забивали сваи, а сегодня уже стоим на плите проезжей части автодорожного моста, - рассказал тогда начальник ФКУ «Упрдор «Тамань» Роман Новиков. - Все работы выполняются в соответствии с государственным контрактом. Генеральный срок сдачи автодорожной части моста - декабрь 2018 года, а железнодорожной - декабрь 2019 года».

По его словам, к тому времени уже был достигнут один из ключевых показателей. На всех сухопутных участках автодорожной части завершена забивка трех с лишним тысяч трубчатых свай. Если их мысленно сложить, то получилась бы труба длиной 200 километров.

Многие признавались, что мечтали вживую увидеть стройку века между двумя берегами.

Выдержит землетрясение

За год до запланированного открытия моста – в декабре 2017 - журналистов вновь пригласили оценить результаты. В этот раз в пресс-тур позвали представителей десятков СМИ из разных регионов России, включая Камчатку. Некоторые признавались, что мечтали вживую увидеть происходящее между двумя берегами. Но едва ли не больше были впечатлены журналисты, которые участвовали в таком же пресс-туре девять месяцев назад. С марта, когда как раз минул первый год с начала активной фазы работ, произошли огромные перемены.

С весны очертания моста стали гораздо отчётливее. За последние месяцы рядом выросли стальные каркасы зданий, в которых будет находиться база эксплуатации моста после его открытия. Но всё это уходит на второй план на фоне основных работ в акватории Керченского пролива.

В августе строители сплавили со стапеля на керченском берегу, подняли и установили на фарватерные опоры железнодорожную арку, а в октябре - автомобильную. Строители полностью завершили сооружение всех 288 автомобильных опор транспортного перехода. И также далеко они продвинулись в монтаже и установке многотонных пролётов.

«Уже готово процентов сорок нижнего слоя дороги и четвёртая часть верхнего, - объяснил в тот момент заместитель начальника ФКУ «Упрдор «Тамань» Кайрат Турсунбеков. - А в ближайшее время приступим к работам по обустройству автодорожного моста. Это установка водоотводных лотков с пролётных строений, барьерных ограждений, опор освещения, автоматизированных систем управления дорожным движением».

К тому моменту вся стройка была профинансирована на 75 % - оплачено более 170 миллиардов рублей. В том числе принято выполненных работ на 111 миллиардов, что составляло половину от общей стоимости контракта.

Журналистов интересовали и другие детали стройки. Например, пройдёт ли мост испытание плохой погодой, которой «славится» Керченский пролив, не страшны ли ему природные катаклизмы? На это строители ответили, что всё заранее просчитано. Мост выдержит и девятибалльное землетрясение, и ледовую нагрузку.

Мост стал возводиться с опережением графика практически с самого начала и с каждым месяцем этот отрыв постепенно увеличивался.

Стройка мчится

В феврале исполнилось ровно два года с того момента, как началось возведение транспортного перехода через Керченский пролив. А недавно стало известно, что автомобильный мост откроется досрочно.

Стало понятно: стройка не идёт, а мчится. Мост стал возводиться с опережением графика практически с самого начала и с каждым месяцем этот отрыв постепенно увеличивался. По сути, такой подход на  этой стройке продиктован необходимостью.

Зимой было уложено 70 % асфальтобетонного покрытия. Сделано 14 километров полотна из 19. На 60 % выполнено барьерное ограждение, на 70 - элементы искусственного освещения. Налаживали автоматизированное управление дорожным движением.

«На первом этапе, в мае 2018 года, будет открыто движение по основному ходу автодорожного подхода к Крымскому мосту без учёта пяти транспортных развязок, но с возможностью разворота на тридцать четвертом километре, - рассказал начальник отдела капитального строительства управления федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Евгений Михалко. - Готовность основного хода в марте - 96 %. В завершающей стадии обустройство дороги: установка знаков, барьерного ограждения, мачт освещения, шумозащитных экранов, озеленение».

А на 26-м километре каждого направления предусмотрены площадки для отдыха и многофункциональные заправочные станции.

Следить за безопасностью поможет множество камер наблюдения.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему в Краснодаре появилось много ежей, а в крае - насекомых?
  2. Увеличат ли налог на имущество физических лиц?
  3. Можно ли брать оплату за воду в уличных колонках Краснодара?
  4. Какая погода ждёт жителей Краснодарского края в августе?
  5. Чем опасно донное течение, из-за которого запрещают купаться в море?
Самое интересное в регионах