Светлана Лазебная 0 219

Папа научит! Кубанские семьи делятся опытом семейного обучения

Статья из газеты: «АиФ-Юг» № 39 27/09/2017

Отсиживать уроки, допоздна делать «домашку» сегодня совсем не обязательно - закон об образовании допускает различные формы обучения на дому. «АиФ-Юг» оценил плюсы и минусы каждого варианта.

По статистике Минобрнауки РФ,  опыт дистанционного обучения в России получили уже более 1,5 миллиона детей. На домашнее и семейное обучение ежегодно переходят около 100 тысяч семей. Екатерина Головинова из Краснодара - одна из таких мам. Ее опыт интересен тем, что от школы она «отрывает» уже вторую дочку. Старшую «изъяла» в 10-м классе, младшую  - во втором. Каковы же причины?

Семейное обучение: спрос с родителей

«Со старшей все было банально. Дочка осознала, наконец, кем хочет быть в жизни, и выбрала для поступления солидный вуз. Мы понимали, что «ее» дисциплинам в школе уделяется слишком мало времени, решили рискнуть. С директором школы нашли полнейшее взаимопонимание. Веронику перевели на семейное обучение (тем самым взяли на себя все обязательства и гарантии за качество учебы). Усиленно занимались с репетиторами. Школьные дисциплины сдавала удачно (обязательное тестирование). ЕГЭ -один из лучших результатов в школе! Дочка поступила в МГУ им. Ломоносова! Я сомневаюсь, что тот же результат был бы, если бы она «просиживала штаны» в классе».

С младшей - Дианой - вышло сложнее. Девочка способная, но тяжело адаптировалась в классе, ребенок тяжело выносил переполненный класс (35 учеников), часто болела, пропускала. В классе очень душно, окна не открывают, вдруг выпадут, в коридор на перемене не выпускают, «они бегают и могут покалечиться, а мне отвечать» - говорила учительница. На учебе пропуски не сказались, с девочкой занимались дома. Учитель не предпринимала никаких усилий для того, чтобы дети в классе подружились, стали общаться, очень часто детям говорили: если не сделаешь то-то и то-то, я тебя оставлю во в первом классе на второй год. Тактика запугивания, крик не лучший способ мотивировать маленьких детей. Это не замедлило сказаться истериками, слезами по утрам, ребенок все больше и больше начинал ненавидеть школу. 

«Мы забрали Диану. Со второго класса она на семейном обучении. По программе идёт в своем темпе, в чем-то временно отстаем, в чем-то уходим вперед, - говорит Екатерина, но эти занятия, по часу-два в день не идут ни в какое сравнение с пятью часами в школе. Ребенок ходит в бассейн, на английский язык, в планах художественная школа. В школе, да еще с нашей второй сменой, шансов на дополнительное развитие осталось бы не много. Мы не жалеем. Если все пойдет и дальше так же чудесно, останемся на СО всю началку, а в средней школе можно выбрать очно-заочную форму обучения».

«С точки зрения учителя, семейное обучение - нонсенс, дикость, разрушающая всю систему образования, - говорит педагог Елена Лобанова. - Система эта как-никак прошла серьезную проверку временем, на ней выросло уже несколько поколений учеников. Школьный учебный план предполагает и развитие общей эрудиции ребенка, и определенный уровень знаний по каждому предмету. К тому же для учителя привычнее чувствовать себя в рамках программы, ориентироваться на некоего среднего ученика. Семейное обучение предполагает сугубо индивидуальный подход к занятиям, и вопрос что, когда и как изучать решает репетитор. Даже при регулярном тестировании здесь, на мой взгляд, сохраняется определенный элемент риска.

Семейное обучение предполагает сугубо индивидуальный подход к занятиям, и вопрос что, когда и как изучать решает репетитор. Даже при регулярном тестировании здесь, на мой взгляд, сохраняется определенный элемент риска.

С другой стороны, не секрет, что качество преподавания в школах порой оставляет желать лучшего. А бывает, что администрация школы не организует замещение, и из-за болезни учителя пропадают уроки: учеников либо отпускают домой, либо приказывают «посидеть тихо, позаниматься своими делами». Внимательные родители, естественно, бьют тревогу, опасаясь за знания своих детей, и ищут свой выход из ситуации. И я знала семью, где сын-выпускник учился на «семейном обучении» и успевал подрабатывать, а потом успешно сдал все ЕГЭ и поступил в вуз. Но все же мне кажется, что главная задача образования сейчас - совершенствовать работу школ, делать упор именно на нее».

Домашнее обучение: отлажено за счет госсредств

У каждого из нас масса историй про «школьные годы чудесные». Некоторые учительницы любят указкой стучать (и даже ею кидаться), другие пятерки ставят исключительно любимчикам… Немало взрослых вспоминают школу как худшее время в своей жизни, как потерянные годы. В законе об образовании заложены вполне мирные механизмы, позволяющие избавить конкретную семью от школы, а школу - от семьи. 

Процитируем это право родителя (законного представителя): «Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения… можно совмещать семейную и очную форму обучения. Например… в школе по нескольким предметам, а в остальной части - в форме семейного образования».

Ирина Лапина - мама 14-летнего подростка. У Ильи диагноз: ДЦП. В обычной школе, без пандусов, лифтов мальчику учиться практически невозможно. Родители выбрали для сына форму домашнего обучения (не путать с семейным - в данном случае ответственность за «предоставление образовательных услуг» лежит все-таки на школе).

«Мы прикреплены к краснодарской школе, там числимся, как все другие ученики, - рассказывает Ирина. -  К нам домой приходят учителя из школы, также мы занимаемся по скайпу. Илья получает полноценное школьное образование, но только на дому. Преимущество - индивидуальный подход. Особенность заболевания сына - низкая психомоторика. Успевает он в меру сил, но не без успехов. Тройки в аттестате есть, но и пятерки! Медленно пишет, печатными буквами. Но главное, он получает реальные знания. Совершенно замечательная государственная программа дистанционного образования  работает Компьютер, учебные программы, выделенный Интернет, все необходимое предоставлено, установлено, отлажено за счет госсредств».

Если ребенку мало общения

«Нет. Это не для нас, - рассуждает Елизавета Зоткина, мама дошкольника Глеба. - Надо быть слишком цельной личностью, чтобы обеспечить ребенку достойную среду на дому. Дело не только в обучении. Я сейчас-то уже жалею, что мы в детский сад не ходили из-за болезней. Теряем коммуникации…»

Такая важная тема как социализация в семье Лапиных не рассматривается. У Ильи есть брат-близнец, который ходит в школу «как все». И старший, взрослый брат. Всем большим семейством Лапины ходят в походы, ездят на экскурсии, стараются развивать детей всесторонне. Илья в свободное от уроков время изучает фильмографию…

Преимущество домашнего обучения в том, что он может посещать школу тогда, когда захочет. И сможет. Иногда родители привозят его на уроки. В классе у Ильи есть друзья. Традиционно мальчик бывает на всех школьных праздниках - от первого звонка до новогодних спектаклей.  

Но, конечно же, все сугубо индивидуально. Кого-то лимон животворящий оживляет, грызть гранит науки побуждает. Главное: варианты есть! И только вам, с вашим ребенком, решать: идти в школу или учиться дома?

Про лимон - не шутка. Иветта Давыдова - педагог-лингвист, репетитор - дистанционные формы обучения горячо приветствует и к помощи лимона регулярно обращается.

«Детей просто жалко! Они приходят на занятия ко мне после школы и буквально валятся с ног. И вот они приходят, опустошенные ОБЖ, и буквально спят на столе. Поэтому для придания бодрости и ускорения у меня всегда с собой лимоны. Угощаю… Мне кажется, знания должны даваться с прицелом. Востребованные на практике и самой жизнью. Как минимум, они должны сочетаться с самоидентификацией ученика».

У нас в истории был пример такого образования: аристократы не отдавали детей в школу. Василий Андреевич Жуковский, например, был домашним учителем нескольких цесаревичей. А вот в Англии, наоборот, даже самые богатые направляли детей в закрытые учебные заведения с весьма жесткой дисциплиной.

«У нас в истории был пример такого образования: аристократы не отдавали детей в школу. Василий Андреевич Жуковский, например, был домашним учителем нескольких цесаревичей. А вот в Англии, наоборот, даже самые богатые направляли детей в закрытые учебные заведения с весьма жесткой дисциплиной. И если ученик, принадлежавший к самым родовитым семействам, учился плохо, его исключали, что было огромным позором, - считает адвокат Юрий Иванов. - А для того чтобы заниматься самообразованием, надо иметь недюжинные способности. Иосиф Бродский, будучи в ссылке, самостоятельно выучил английский язык. Но ведь то лауреат Нобелевской премии! Много ли найдется людей с такими способностями? Так что школа, с ее правилами и традициями, обществу необходима». 


Правила семейного обучения

  • Для перевода на семейное образование от родителя требуются только информирование местного органа управления образования и заявление в школу о выборе этой формы получения образования. Другие документы не требуются.
  • Родители вправе менять форму получения образования по своему усмотрению.
  • Школа не несет ответственности за качество образования. Она ответственна лишь за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации.
  • При неудовлетворительных итогах аттестации и неудачной попытке пересдачи ученик зачисляется в школу на обучение в общем порядке.
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Где в Краснодаре купить елку? Интерактивная карта елочных базаров
  2. Как подъехать к ТРЦ Краснодара без пробок? Предновогодняя схема проезда
  3. Как сохранить зрение, если вы постоянно работаете за компьютером?
  4. Как сохранить ясную память до преклонного возраста?
  5. Тест. Знаете ли вы, каким был Екатеринодар XIX века?
Самое интересное в регионах