aif.ru counter
АиФ - Юг 0 102

Выйти в тираж. Мастер-класс от российских писателей для начинающих авторов

«АиФ-Юг» попросил поделиться опытом писателей состоявшихся, издающихся в крае и столичных издательствах. В режиме блиц-интервью они ответили на вопросы, которые часто задают дебютанты.

Говорят, едва ли не каждый читатель мечтает стать писателем. Пишут сегодня многие, особенно в социальных сетях. Авторы есть разные, в том числе и талантливые. Интернет, блоги – отличная площадка для самовыражения. Тем не менее, сетевая популярность часто требует дубля, вещественного подтверждения – бумажной книги. Её можно выпустить за свои деньги - легко. Но это несколько не то. Другое дело - найти «своего» издателя, заинтересовать его. Бросить работу, мешающую писать, зарабатывать литературным трудом. Насколько это реально, вместе с опытными специалистами выяснил «АиФ-Юг».

Библиотека в кармане

О том, почему с заработками у писателей «всё сложно» рассуждает журналист, писатель, автор восьми романов фэнтези, основательница и председатель Краснодарского «Клуба любителей фантастики и фэнтези» Маргарита Епатко.

Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Книги делятся по типу носителя: бумажные, электронные, аудио. Какой носитель перспективнее сегодня?

Маргарита Епатко: У меня восемь электронных книг, одна бумажная. По-моему, за электро- и аудиокнигами будущее. Библиотека, которую можно носить в кармане – это уже не мечта, а реальность.

- Можно ли в принципе зарабатывать писательством?

- По идее автор получает процент от продажи книг. Казалось бы, больше читают, больше получаешь. Но тут есть очень серьезная проблема с электронными книгами – пиратство. Не выплата или недоплата даже небольших гонораров за печатные книги тоже реальность. Почитайте писательские форумы. Плюс большая беда с авторским правом. По-хорошему должна существовать нормальная рыночная цепочка: автор, литагент, издательство. Но практически не развит институт литературных агентов. А как он может быть развит, если агент живет с процентов, а гонорары даже у крупных издательств на печатные книги мизерные? Так что заработки можно охарактеризовать распространенным статусом в сети «все сложно». Как найти издателя, заинтересовать его? Вот с этим все не так сложно. У всех издательств есть сайты. Там написаны требования к книгам, принимаемые жанры, контактные данные. Правильно оформляете книгу, пишете синопсис, сопроводительное письмо и отправляете. По моему опыту, отвечают довольно быстро. Если вас устраивают условия сотрудничества, заключаете договор.

- Важна ли самореклама в соцсетях, на ваш взгляд, она притягивает читателей и издателей, или напротив – отталкивает?

- Грамотно организованная реклама всегда работает. Здесь ключевое слово «грамотно».

- В Интернете масса предложений от непонятных редакторов и литераторов, которые обещают научить писать любого человека, буквально с нуля. Это «развод на деньги»?

- Как правило, да. Можно научить правильно складывать слова в предложения практически любого человека. Но, согласитесь, это долгий процесс, а не несколько занятий за безумную цену. Вообще за каждой хорошей книгой стоит, прежде всего, идея и сюжет. Если нечего сказать - книги не будет. Не знаю, насколько этому могут научить на таких курсах.

«Стучитесь к монстрам»

О главном и первом условии успеха автора рассказывает Елена Логунова, писатель, автор свыше 50 произведений, изданных и переизданных ведущими российскими издательствами ЭКСМО, АСТ, ОЛМА, ПИТЕР, РЕЧЬ более чем 150 книгами совокупным тиражом более 850 000 экземпляров. Это иронические детективы, фантастика, книги для детей, нон-фикшн, документалистика и популярная психология. Детские книги издательства KINDERBOOK переведены на английский, польский, китайский и корейские языки. Обладатель звания «Новая звезда иронического детектива» и наград национальной премии «Золотое Перо Руси» - Золотого и Серебряного Пера.

- Елена Ивановна, можно ли зарабатывать писательством?

- Можно. Но писать нужно много и хорошо, чтобы книги часто издавали и переиздавали, тогда «на круг» получается что-то похожее на деньги. Либо надо выдать бестселлер, который будет напечатан огромным тиражом, что сегодня огромная редкость: сейчас нормальный тираж для новой книги четыре-пять тысяч экземпляров, для переиздания – две-три тысячи. У меня в этом году был специальный тираж для сети FixPrice 20 000, так это же просто праздник на писательской улице.

- К вопросу о том, как найти издателя. Ваши слова: «Путь вовсе не тернистый, если действовать грамотно». А как?

- Я могу рассказать порядок действий, потому что всё, что происходит после того, как в рукописи поставлена точка, это технологический процесс. Могу, но не буду. Знаете, почему? Потому что мне надоело рассказывать технологию людям, которые упорно пропускают мимо ушей первое и главное условие: текст должен быть хорошим. Если он плох, никакие грамотные действия не приведут к желаемому результату. Вот если вы написали что-то действительно стоящее, тогда попросить меня поделиться опытом и в самом деле имеет смысл: я за 15 лет себе уже с полдюжины хороших издателей нашла, да и не только себе. Но транслировать информацию, имеющую ценность для талантливых авторов, на широкую аудиторию, где полным-полно графоманов, я не буду: это бесполезно, безответственно и негуманно. Издательства и без того захлебываются бездарным самотёком.

- Зависит ли скорость, успешность продвижения и конечный результат от выбранного писателем жанра?

- Если под конечным результатом понимать долгосрочное сотрудничество с приличным издательством, регулярные выходы новых произведений и аккуратную выплату гонораров, то это все зависит не столько от жанра, сколько от мастерства, трудолюбия и стабильности работы автора. Хотя, разумеется, выбрав откровенно непопулярный или остромодный сиюминутный жанр, писатель лишает себя перспективы авторского долгожительства.

- Тем не менее… Авторам, которые чувствуют в себе потенциал, нужно сразу ориентироваться на столичные издательства? Или в Краснодаре тоже есть варианты?

- Не знаю никаких вариантов в Краснодаре, да и среди столичных издательство полно таких, с которыми не стоит связываться. Всегда советую в первую очередь стучаться к крупным «монстрам».

- Важно ли членство в писательских союзах, объединениях, что это даёт?

- Мне это тоже интересно. Давайте спросим кого-нибудь, кто является членом одного из многочисленных ныне союзов писателей? Я в российских «писсоюзах» не состою, только в небольших объединениях русскоязычных авторов в паре стран Европы и ещё в Австралии. Относительно них могу сказать, что никаких выгод там никогда не искала, поскольку сама выступала в определенном смысле источником той или иной пользы для коллег: работала в жюри международных конкурсов, помогала с публикациями и продвижением мероприятий.

Осталась только вывеска

«В середине семидесятых в центре Краснодара соорудили пафосный Дом книги с площадью торгового зала - 2,6 тысяч квадратных метров, - рассказывает Лариса Новосельская, глава представительства Союза российских писателей по Краснодарскому краю, член координационного совета Союза российских писателей, номинант российской литературной премии им. Белкина. - Надо отдать должное властям: местным пророкам в своём отечестве давали разгуляться: в «Книжной лавке кубанских писателей», которая занимала едва ли не половину этажа нового магазина, продавались произведения Кронида Обойщикова, Вадима Неподобы, Юрия Абдашева, Ивана Бойко...

О современной местной литературе – особый разговор. Производится она регулярно, охотники на неё есть, но магазины её не признают. Огромный, растянувшийся на целый квартал домище по-прежнему украшает старая вывеска. Но львиную долю площади занимают шубы, пальто, часы с боем и без, серебро-злато.

Во-первых, дорого, потому что при тираже в 100 экземпляров любая книжка – золотая. Во-вторых, не умеют с такими книгами работать, в-третьих – Краснодар всё-таки олимпийская, а не литературная провинция, поэтому все встречи писателей с читателями берут на себя библиотеки – заведения, как известно, некоммерческие.

Встречи с читателями, конкурсы, семинары проводят оба Союза писателей в крае. Союзы нужны тем, кто ценит слово, хочет с ним работать, издаваться… Хороших авторов в писательской среде замечают. В издательском бизнесе так происходит не всегда. Обычно прозаики и поэты, раздаривая книги с автографами, удовлетворяют своё самолюбие, но отнюдь не возвращают затраты на издание. Разбогатеть писательским трудом удаётся единицам.

Материал подготовлен: Светлана Лазебная

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Могут ли мандарины быть заражены гриппом?
  2. Правда ли, что в Новороссийске врачи выкинули 1660 доз вакцины от гриппа?
  3. Какие дни будут выходными в феврале и марте 2019 года?
  4. Что делать, если в доме пахнет газом?
  5. Какая сейчас обстановка на рынке недвижимости Краснодара?
Самое интересное в регионах
Роскачество