Елена Шумовская 0 1730

Жара и сгоревшие моторы. Первые гонки прошли на трассе «Формулы-1» в Сочи

Все материалы сюжета «Формула -1» в Сочи: все события

13 и 14 сентября сочинский автодром, где уже менее чем через месяц состоятся заезды «Формулы-1», принял 7 этап чемпионата России по кольцевым гонкам. Получилось справедливо: первыми опробовать новейшую трассу смогли именно российские пилоты.

Елена Шумовская / АиФ

Некоторые участники соревнований Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) поначалу даже сомневались, удастся ли им «покататься» в Сочи до «Формулы-1». Когда подавались заявки на участие, автодром все еще достраивали и приводили в порядок. Но новая, не виданная в России трасса манила всех магнитом. В итоге РСКГ констатировал: 7 этап чемпионата России стал самым массовым в этом году по количеству заявок на участие - заявились 60 пилотов.

Правда, не все участники смогли выступить в гоночных заездах - машины ломались еще во время свободных тестов. Сюрпризы преподносила и сочинская погода, и сама новая трасса. 

Пилоты выстраиваются на старте. Момент перед началом гонки. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Запасной мотор подарили соперники

Сочинская трасса стала хорошей проверкой мастерства российских пилотов, и они этого не скрывали, эмоционально делясь впечатлениями.

Дмитрий Брагин, победитель 7 этапа  в классе Национальный, выражая, пожалуй, общее мнение гонщиков, отметил, что трек очень скоростной по сравнению с теми, что принимают другие этапы чемпионата России. 

- Где-то на 30 - 40 км/ч выше средней моей скорости на других соревнованиях, - говорит он.

- Это совсем другого уровня трасса, в России таких не было, - соглашается Михаил Грачев, который в Сочи выиграл оба заезда в классе Туринг и может досрочно считать себя чемпионом.

При этом Грачев добавил, что покрытие трека очень скользкое.  

Пилотов готовят к началу гонки. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Ильдару Рахматуллину, победителю 7 этапа в классе Туринг-лайт, как бывшему раллисту скольжение ничуть не мешало, однако он признался, что во время гонки из окружающей обстановки заметил только главную зрительскую трибуну (где и стартовали заезды) - настолько был сконцентрирован на трассе.

- Не было ловушек безопасности - только бетонные блоки вокруг. Цена ошибки пилота может оказаться для него очень высокой, - поясняет он.

Андрей Севостьянов, гонщик и основатель команды B-Tuning, говорит, что соревнования оказались разорительными: у пилотов его команды сгорело 5 моторов! Такое, по его словам, случается редко.

Аналогичные происшествия были в Сочи у многих пилотов. К примеру, спалил свой мотор Дмитрий Брагин. А запасной не взяли. Дмитрий думал было сниматься с соревнований, когда незаменимой запчастью поделились ребята из другой команды. В РСКГ дружеская атмосфера преобладает даже над азартом и жаждой победы.

Главная трибуна и старт соревнования на сочинском автодроме. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Почему трасса жгла моторы?

Однако сгоревшие моторы не случайность.

- Все дело в особенностях трассы, - делает вывод Андрей Севостьянов. - Очень большая прямая, когда мотор работает на максимуме, затем длинный поворот возле Олимпийского факела, происходит отлив масла - мотору не на чем работать, и он отказывает. Это совершенно нетипичные нагрузки для трасс чемпионата России. Поэтому не всем автомобилям они по зубам.

Пилоты признают, что условия заездов «Формулы-1» априори отличаются от тех, к которым привыкли участники РСКГ, да ведь и ездят на разных: одна на болидах, другие - на кузовных, в том числе на стандартных изделиях автопрома, где даже тормоза остаются заводские. Вместе с тем Андрей Севостьянов считает, что российским командам стоит задуматься об улучшении характеристик гоночных авто - требуется сделать их ресурсоемкими. 

В кабине до +70 по Цельсию

Мало того что пилоты привыкали к трассе - гонщикам со всей России пришлось адаптироваться к сочинской погоде. Сначала олимпийскую столицу заливало дождями. Во время свободных тестов небесная канцелярия вывела из строя сразу нескольких участников, тренировки вынуждены были приостанавливать.

Затем дожди прекратились и началась почти летняя жара. Внутри гоночной машины температура в среднем держится на отметке в 55 градусов, а если к этому добавится жара на улице - то и все 70 градусов будет! Так что гонщикам РСКГ ничуть не прохладнее, чем коллегам из «Формулы-1», которые буквально плавятся в своих болидах. Так что на финише пилоты из своих машин выходили, как из бани. В заключительном заезде, правда уже после финиша, Михаил Грачев даже одну из дверей распахнул, чтобы проветриться. 

Пилот Сергей Рябов обливается потом после жаркой гонки. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Жары всем участникам гонок добавляло и спецснаряжение. У гонщиков - огнеупорные костюмы, у маршалов - теплые перчатки на руках. Эти перчатки, как рассказал мне один из маршалов, выдерживают температуру в 450 градусов! Этого достаточно, чтобы успеть помочь пилоту выбраться из горящего автомобиля.

Ноу-хау со скотчем для коллег из-за рубежа

В качестве музейного экспоната возле боксов РСКГ все выходные, 13 и 14 сентября, стоял разбитый в хлам автомобиль Владимира Удаленкова, которому принадлежат первые «уши» в истории сочинского автодрома - не удержал машину на трассе, и она перевернулась.

Мерам безопасности на РСКГ уделяют не меньшее внимание, чем на «Формуле-1». Аварийные ситуации здесь не редкость, главное - чтобы опасная ситуация не переросла в трагедию. Поэтому на каждой точке трассы вместе с маршаллами дежурят сотрудники скорой помощи и пожарники. И те, и другие будут работать здесь и в октябре, поэтому этап РСКГ воспринимали как генеральную репетицию перед боем.

Гоночный автомобиль после переделки механиков. От заводского варианта мало что осталось. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Все врачи - сочинцы, недавно они ездили на обучение в Смоленск, где на автодроме проходил предыдущий этап Чемпионата России по кольцевым гонкам. Говорят, аварийные моменты были, но серьезных случаев не было.

На серьезный случай в РСКГ приготовлена специальная команда спасателей, которая способна оперативно выполнить процедуру extrication, то есть бережно извлечь раненого пилота из поврежденной машины. К счастью, в Сочи необходимости для этой процедуры не возникло, но журналистам показали, как ее выполняют, на примере одного из пилотов, согласившихся поучаствовать.

Extrication выполняется примерно за 2 минуты, участвует 6 спасателей. Они оперативно подъезжают к месту аварии и первое что делают - фиксируют шею пилота на случай травмы позвоночника. Только после этого можно снимать с него шлем. Затем необходимо быстро установить, какие травмы он мог получить, и, фиксируя уже весь позвоночник, переложить на своеобразный матрас-носилки, который мгновенно надувается и плотно охватывает тело раненого.

С помощью специального снаряжения раненый пилот оказывается крепко зафиксирован - в случае травмы позвоночника позвонки не сдвинутся, теперь его можно везти в больницу. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Если машина полыхает огнем, ее сразу начинают тушить. Но в такой чрезвычайной ситуации совсем нет времени использовать спецустройства вроде матраса, поэтому спасатель должен попросту зафиксировать раненого, прижав его к себе. И так выносить из машины. Если пилот не худой, а спасатель не атлетического телосложения, возникают дополнительные сложности.

Сама процедура не нова, но россияне сумели привнести в нее кое-что и от себя.

- Спасатели надевают три пары перчаток: первые хлопковые, вторые - диэлектрики, чтобы защититься от тока, третьи - кожаные. Вторые и третьи весьма объемные, соответственно чувствительность пальцев снижается. Как же специалистам наощупь определить возможные повреждения пилота? - рассказывает об одной из отечественных наработок  председатель комиссии по медицине и безопасности РАФ, тренер Extrication team Александр Старостин. - Известно, что чувствительность улучшается при натяжении перчатки, но чтобы этого добиться, нужно одной рукой тянуть перчатку другой руки. Тогда спасатель может работать только одной рукой, что неэффективно. И мы придумали перематывать запястья армированным скотчем. Вроде бы мелкая деталь, но она очень помогает.

Длинноногие красотки, а не «девушки с веслом»

Вообще же сотрудники служб, работающих на гонках, - настоящие энтузиасты. Маршалы, которые сигналят пилотам со своих вышек о возможных опасностях на дороге, часами стоят и на жаре, и под проливным дождем. И тоже рискуют, потому что трасса всегда непредсказуема. Маршал же первым выбегает к попавшему в аварию пилоту.

Маршалы с сигнальными флагами на боевом посту. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Как оказалось, на сочинском автодроме в качестве маршалов работает немало представителей Краснодарского края.

- Вы не думайте, что у нас не гоночный регион, - улыбается Наталья, которая дежурит на одной из точек сочинского трека.

Еще один неотъемлемый атрибут гонок РСКГ - женская красота. Длинноногие барышни в одинаковых синих платьицах встречают пилотов на старте - машины выстраиваются в соответствии с номерами, которые девушки держат в руках. Когда гонщики выстроились, красотки чинно покидают стартовую площадку.

Пилоты, правда, признаются, что это шоу для зрителей, а сами они уже научились на барышень не реагировать - надо сосредоточиться на гонке.

Девушка-модель готовится награждать победителя. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Ну, а девушек, оказывается, перед каждым выходом муштруют строгие наставники. Серьезная женщина-организатор предупреждает красоток, что они не «девушки с веслом», а потому идти надо плавно, красиво, не подпрыгивая при каждом шаге и не размахивая табличкой из стороны в сторону...

- Работа нетрудная, мы тут всего несколько часов в день, - рассказывают Полина, Эстелла и Анастасия, студентки и представительницы сочинского модельного агентства и скромничают. - Только вот вырез на блузке большеват.

Недоработки есть, время на их устранение - тоже

По итогам гонок в Сочи в двух из четырех классов РСКГ досрочно определились победители сезона: это Михаил Грачев (Туринг) и Андрей Масленников (Супер-Продакшн). Первому из них принадлежит первый рекорд сочинского трека - Михаил установил рекордное время круга - 2:24.376. Второй также пришел первым в обеих гонках своего класса.

Церемония подиума и в российских гонках не обходится без шампанского. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Свои итоги подвели также организаторы Гран-при России и руководство Российской автомобильной федерации. 

- Для нас это ключевой этап подготовки к Гран-при. Мы получили важный опыт взаимодействия с разными структурами. Нужны некоторые корректировки, кое-где довольно серьезные, но мы готовы их вносить, - отметил на итоговой пресс-конференции промоутер Гран-при России Сергей Воробьев.

- Уикенд дал нам очень многое: были и дожди, и перевороты, и пожары. Нам еще надо отрабатывать скорость работы служб, слаженность действий. И хотя были накладки и нестыковки, желание решить все проблемы налицо, - добавил исполнительный директор РАФ Сергей Иванов.

А руководитель гоночной серии Олег Петриков высказался от лица всех пилотов.

- Это первая трасса «Формулы-1» в России, и нам очень льстит, что наши гонщики сделали на ней первые тестовые заезды, - подчеркнул он.

Соревнованиям не хватало только зрителей. Фото: АиФ / Елена Шумовская

И только в неофициальном общении многие пилоты посетовали на полное отсутствие зрителей на трибунах. Тестовые соревнования оказались в прямом смысле закрытыми - присутствовали только сотрудники команд, их родственники и журналисты. Между тем в РСКГ соревнования всегда многолюдны, поддержка зрителей для пилотов многое значит. Однако на сочинском автодроме все еще приводят в порядок главную трибуну, и посадить болельщиков было некуда.

Поклонникам автогонок оставалось наблюдать издалека - через ограждения со стороны Олимпийского парка и с пешеходного моста.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Возможно ли сегодня повторение трагедии Крымска 2012 года?
  2. Что будет, если не заплатить налоги вовремя?
  3. За что можно попасть в полицию во время ЧМ-2018?
  4. Как стадион «Фишт» в Сочи выглядит из космоса?
  5. Что нельзя приносить на стадион во время ЧМ-2018?
Самое интересное в регионах